Фарс и трагедия МРК Муссон

 

  Часть I  Часть II, Глава 1  Часть II, Глава 2  Часть II, Глава 3  Часть III

 Форум

 

Яндекс
 
 
Валерий Михайлов        


Глава 2.

События, грустные и печальные.

    16 апреля в 8 часов утра я опять оказался на втором пирсе бухты Абрек, где получил нагоняй от Мирущенко и обещание меня наказать за то, что я спал дома. Туда же прибыли мой непосредственный начальник, заместитель командира части по корабельным ракетным комплексам кап. 3 ранга А. Кодубец и мои подчиненные - начальник ЛТО ЗРК «Оса-М» кап. л-т А. Молчанов и старший инженер этой лаборатории ст. л-т А. Левченко. Через некоторое время на пирс прибыл начальник УРАВ ТОФ контр-адмирал Б. Ревенков. Мы представились ему, и было определено распределение ролей на выход. Кодубец на «Вихрь», я на «Муссон», Молчанов на «Фрунзе», там, на следующий день, должна была выполняться стрельба по РМ-120, но основным, стреляющим комплексом по нему был С-300Ф, а Левченко был отпущен заступать в наряд. Повезло ему! В то время он был моим хвостиком. Почему именно я оказался на «Муссоне»? Саша Кодубец грамотно подставил меня, доложив Б.Ревенкову, что я лучше, чем он, знаю ЗРК «Оса-МА». Мне трудно судить. Может, так и было, но не на столько, чтоб меня туда впихнуть. Мы одинаково хорошо работали оба на обеих модификациях комплексов. Правда, машными комплексами последнее время больше занимался я. МПК-117 задерживался, и неизвестно, со 100% гарантией было, подойдет ли он к пирсу. Поэтому я получил команду от Ревенкова подготовить ему на «Муссоне» каюту. Поднявшись на борт «Муссона», подошел к помощнику командира корабля И. Голдобину. Игорь сказал, нет проблем, моя каюта. В каюте уже сидели несколько офицеров, также как и я, посланных своими старшими начальниками для получения кают, и всем была выделена одна – Игоря. Он был уверен, что все они уйдут на МПК-117. Нам ничего не осталось, как сидеть в каюте, травить байки, обсуждать предстоящую стрельбу. Тут Кассандра сообщила, что нет плана стрельбы. - Как, я же его видел? - Все просто, план на 4 корабля, Бриз исчерпал лимит времени и встал на подготовку к уходу в Камрань. А посему Тройка Верховных зашла в штаб 202 бригады, положила планшет и расставила три корабля и два катера. Кассандра сказала, что что-то должно случиться, нехорошее. Ну, мы ей все, что, мол, это ерунда и как всегда все будет нормально. Может отсюда, и растут ноги про изменение плана. Но будем верить офицеру походного штаба, что план был. Кто-то каюте из офицеров сказал, что его жена говорит: «Мужики, как малые дети, придумают себе войну, потом в нее и играют». Класс, ключевые слова! Наконец подошел МПК-117, все разбрелись по своим назначенным кораблям, навстречу судьбе. Выход проходил как обычно, экипаж отрабатывал задачи в соответствии с планом. Наконец, подошло время «Ч». Была сыграна тревога, казалось, еще 10 минут и все, конец, пойдем ужинать, поздравлять друг друга с победой. А пока я устроился сзади оператора поиска, на стуле. Оттуда мне были отлично видны все индикаторы и действия операторов. Но за три минуты до стрельбы в пост спустился кап. 2 ранга Мирущенко. Уступив ему свое место, сам стал позади него. С худшим обзором. Хотя действия оператора поиска и оператора дальности и их индикаторы мне были видны, а вот за комбатом, его индикаторами и лампочками наблюдать было уже не очень удобно. За командиром батареи стал командир БЧ-2 ст.л-т Васильчев. При такой расстановке, действия операторов контролировались полностью. А вот нужен ли был Мирущенко в посту? Как сказал Володя Янович, он обязан был сидеть наверху, в ходовой рубке и стучать по головам бестолковых командиров, чтобы скорость хода была не менее 18 узлов.
    Так как катер находился на дистанции 21 км, то стартующую мишень не составило труда взять на сопровождение прямо с момента старта с катера. Сопровождение мишени проходило в режиме стопор УНЛЦ. Курсовой параметр (далее параметр) цели – ноль! Это значит, что мишень летит в нас! Автоматика выработала метод наведения 3х точка УНЛЦ и был произведен пуск в режиме полуавтомат. Наведение нормальное, ошибки в допуске. Дождался, наконец антенна перешла на стопор НЛЦ. К3, подрыв, разбухание отметки на ИД, сход второй, метод наведения 3х точка НЛЦ. Слышу, стреляет артиллерия, залпов пять, наверное. Подумал, сейчас лупанет нам взад ракете. Смотрю, почему-то сильная запределка (это потом стало понятно почему), дальномер дергает, а оператор дальности конкретный балбес, не помогает ручкой. Но на отлично, однако, две недели назад я отрегулировал дальномер! Держит, только из-за помехи дергает. К3. Посмотрел на индикатор промаха, не помню ошибки на момент подрыва, давно то было, но в пределах первого круга точно. Поворачиваю голову к оператору дальности и удар, как раскат грома. Оса заткнулась, вспыхнуло аварийное освещение. Доигрались, пронеслось в голове, - Куда попало и сколько продержимся?
        - Володя, а почему не тушим?
        - Воды нет!
    Помню шок, когда я вылезал через аварийный люк на баке и, обернувшись, увидел вместо ходовой рубки один отражательный щит и лежащую антенну «Титанита» на контейнерах с крылатыми ракетами. Тогда я еще не понял, что там нет ракет. Пусковая установка на уровне среднего штыря, на углах заряжания, открытые крышки пусковой установки. Вранье, что кто-то открывал крышки, для того чтоб стравить давление, они не успели закрыться, т.к. пусковая установка в автоматическом режиме шла на зарядку другими ЗУР и осталась в этом положении после пропадания электропитания.

4Ez. План.

    Дополнительными мерами безопасности при стрельбе по мишеням типа РМ-15М были требования обязательного неукоснительного выполнения двух условий. Это скорость хода, стреляющего по мишени, корабля не менее 18 узлов и пуск мишени по корме с параметром 4Ez. Что же такое Ez? ПРСа у меня под рукой нет, потому сформулирую сам. Ez – это ошибка рассеивания, т.е. срединное отклонение траектории ракеты (ракеты-мишени) от ожидаемого значения на данной дистанции. Почему такое огромное значение придается при учебной стрельбе этой величине? Возьму выдержку из книги, только там вместо Ez используется E.
    Дословно:
    На основании приведенных данных можно сказать, что вероятность случайной величины в пределах от -4Е до +4Е равна 99,2%, за этими пределами -0,8%. Во многих практических задачах принимают, что в пределах от -4Е до +4Е практически находятся все случайные величины. Из этого положения вытекает общеизвестная формула для максимального отклонения случайной величины от ее математического ожидания

Где X- значение величины, m – ее математическое ожидание.

Книжка называется "Движение ракет" под редакцией профессора А. Дмитриевского, 1968 года издания.

    Глубинный смысл здесь. В том, что максимальное отклонение (из формулы) равно 4Еz, получается, что при условии, если параметр пуска РМ больше 4Ez, она над кораблем не окажется (вот только подбитая куда повернет?), а если пускаешь РМ в точку, отстоящую за кораблем на 4Ez, то РМ вполне может находиться и над кораблем. Заметьте, не подбитая. Вот так. А потом мы еще и палим по ней, на такой-то высоте. И смешно и грустно. Чего больше? не знаю. И после всего этого, мы хотим от промов (промышленности) и нашей верхушки с ее КБ, НИИ, добиться правды? Три раза «Ха…».
    При выполнении обеих условий, мишень должна была пускаться в точку, с учетом полета мишени и движения корабля, отстоящую за Муссоном на 580 метров меньше, чем расчетная 4Ez. Теперь представьте, что происходит, если корабль на стопе или занизил скорость? Ну, как, красиво? И это не все, это только начало.
    Теперь посмотрим план. Нет его, якобы сгорел на «Муссоне», но есть фото с «Монолита» за несколько минут до стрельбы. Справа налево – МПК-117, Муссон, Вихрь. МПК-117 в ордере первый, Вихрь ордер замыкает. Ордер движется курсом 90 градусов. Отметка от Муссона почему-то раздвоена. Скорее всего, тактический фон - поставлена помеха. Расстояние между МПК и Вихрем составляет порядка 5км. Катер находится на дистанции 21км, пеленг 340 градусов. А теперь посмотрим. Если 4Ez – 1600м, как утверждает Ульянич, и выполняется для Муссона, тогда не выполняются условия для Вихря, тем более что Вихрь идет навстречу, а не уходит. О каких соблюдениях мер безопасности можно говорить? Кто их в этом плане рассчитывал? Почему создали такой ордер? Что преследовали? На МПК-117 и МРК «Вихрь» стоят ЗРК «Оса-М» и только на МРК «Муссон» был ЗРК «Оса-МА», а это значит, что стрелять ЗРК по РМ-15М может только «Муссон», т.к. по ТТХ нижняя граница зоны поражения для ЗРК «Оса-М» составляет 60м. Что же получается? Б.Ревенков и командование флотилии санкционировали схему стрельбы, где первая РМ предназначалась только ЗРК Муссона и по возможности артиллерии других кораблей! Я хорошо запомнил наш разговор с Кассандрой (смотри выше) перед стрельбой про отсутствие плана и то, что это было только на планшетах. А запомнил, сами понимаете почему. Да! Изначально мне это показалось незначительным, но после события осталось в памяти навсегда! Новый план, как положено, я так понимаю, никто не рисовал. Остался старый, на 4 корабля и планшеты, но доказать это невозможно - официально план сгорел на «Муссоне»! «Мужики, как малые дети, придумают себе войну, потом в нее и играют». ДОИГРАЛИСЬ!

21км.

    Почему катер стоял на дистанции 21 км?
    Откуда растут ноги у этой дистанции, я изложил в первой главе этой части. Но когда начинаешь копать дальше, то все меркнет и становиться несущественным. Вспомним, что по условиям стрельбы, мишень должна была лететь на высоте 50м. Вспомним также, что РМ, это боевая ракета, у которой снята БЧ, вместо нее поставлен грузовой эквивалент и сделано несколько изменений в РЛ (радиолокационной) головке самонаведения (ГСН). Но в условиях ракетной базы невозможно изменить ее так, чтобы она полностью стала безопасной. Отключение РЛ ГСН не означает, что не работает автопилот. Иначе РМ не полетит. Обычно на ракетной базе по методике, спущенной с УРАВ, разработанной НИИ, производят отключение разъемов или перекусывание проводов на разъемах, подходящих к приборам ракеты, установку дополнительных перемычек. Приборы ракеты на базе, как правило, вскрывать не имеют право, для этого нужны представители промышленности. И в целом, это правильно! Но из-за этого же возникает и куча проблем, а специальных приборов для перевода ракеты в РМ не было. Я опускаю вопрос о приборах ограничения курса и дальности, это не то. А везде сидят живые люди и, которым, естественно, свойственно ошибаться. Вот в методике и появляется, что на дистанции 22 км РМ должна перейти на высоту 25м (по некоторым данным 15м). А то, что эта дистанция взята из траектории полета ракеты, которая задана на КИПСе при проверке ее на базе, и к жизни не имеет никакого отношения, никто не задумывается. А все до генеальности просто, дальность перехода с 50м на 25м определяется упрежденной дальностью до цели. И в нашем случае она оказалась на дистанции 6км от катера. Т.е. за 14км до подлета к Муссону мишень перешла на высоту 25(15)м. И это уже серьезно. Кто-то скажет, такое невозможно! Но даже в статье В. Ульянича есть ссылка на то, что Иванов был вынужден пускать мишень на «Муссон». А я знаю! И это звучало на сборах ракетчиков ТОФ в мае 1987 года, в ракету были введены фактические данные по «Муссону», т.к. на катере «Муссон» был взят на автосопровождение. Мишень не полетела, как планировалось, по корме с параметром 4Ez, а пошла как на цель, со всеми высотными переходами. Еще раз повторюсь, на дистанции 14км до Муссона, РМ перешла на высоту 25(15)м. Это уже очень опасно! Ну и что? – опять скажут некоторые – «Все в пределах ТТХ ЗРК». И будут правы, но только если все делать, как положено. Попробую пояснить, о чем речь. Еще до «Муссона» мы между собой удивлялись, почему на комплекс «Оса-МА» для стрельб грузят ракеты 9М33, вместо 9М33М? Ведь комплекс обеспечивает ТТХ только с этими ракетами! Они являются составной частью «Осы-МА». И самое главное в них, по низколетящим целям другой принцип работы радиовзрывателя. Ракета 9М33М способна поражать НЛЦ на высотах выше 15м, 9М33 выше 30м, иначе сработает РВ от воды. Разницу видите? А по ТТХ ЗРК нижняя граница зоны поражения 25м и то с ракетой 9М33М. К чему разговор про ракеты? Да в том-то и дело, что на «Муссон» для стрельбы были специально загружены четыре ракеты 9М33! Что после этого говорить, если учесть, что РМ фактически летела на высоте 25(15)м с нулевым параметром? И пуски по ней производились ракетами 9М33. А у боевой ракеты еще есть и высота 2,5м. Вопрос тем, кто знает, - Когда на нее переходит ракета? Почему переходит – знаю, а когда, нет. И переходит ли она на нее в случае, если нет захвата цели, а данные в голову введены? Ответов на эти вопросы я не знаю. Пока служил, возможность узнать была. Потребности не было. Не возникал такой вопрос. «Мужики, как малые дети, придумают себе войну, потом в нее и играют». ДОИГРАЛИСЬ! Чем больше смотрю на все это, тем больше вопросов к компетенции тех людей, кто это свершил. Они же великие!

    Написав это, подумал, что учел все, но, получив письмо от Володи Васильчева, понял, нет.
    С его разрешения:

     «Моя служба на «Муссоне» была недолгой. В конце сентября 1986 года меня назначили командиром БЧ-2, в начале октября принял дела и ушёл в отпуск на 64 дня. Вернулся из отпуска уже в декабре. За последующие четыре месяца мы выполнили несколько стрельб. Если отбросить чисто артиллерийские, то останутся четыре эпизода, которые относятся к теме,

Первое: С первой стрельбой по РМ-35 проще. Она была удачной. На выходе присутствовали Казанцев и Янович. Именно на этом выходе Казанцев дал указание убрать аварийную партию из поста ПВО, что на всех последующих стрельбах выполнялось. В остальном вы уже писали: стрельба выполнялась почти на стопе, в последний момент дали ход. На МРК и ЗРК и АК комплексы самообороны, поэтому и на этой стрельбе и на всех последующих сначала стрелял ЗРК, а затем АК. Сбитая РМ загорелась и упала в воду в километре от корабля.

Второе: За несколько дней до выхода в начале марта с командирами БЧ-2 проводился инструктаж по предстоящей стрельбе. Инструктаж проводил Виткевич. По плану стрельбу должны были выполнять четыре корабля, идущие ромбом: вверху – Бриз, справа – Вихрь, слева – МПК-117, в основании ромба – Муссон. Три мишени: ЛА-17 с Золотой долины, РМ-15 и РМ-15М с ракетных катеров. На маневренном планшете были обозначены сектора ответственности для каждого корабля. Удивляло то, что для Муссона, кроме сектора с левого борта, откуда должны лететь РМ, был назначен сектор внутри ордера, в направлении между Бризом и Вихрем. Точное расстояние между кораблями не помню, но на ИКО были видны все. У нас на борту были четыре ракеты 9М33, контейнера от которых и лежали под контейнерами КР. Корабли по плану и в море шли курсом 0 гр., в направлении берега. На ИКО в этих секторах были довольно сильные помехи. Ракетные катера мы не видели. На выходе с нами был Виткевич, он, как и я, находился в посту ПВО. Дали команду: «Ракета в воздухе», начала поступать информация по ЛА-17. На 32 км. оператор поиска мичман Шинкарук «лашку» обнаружил, о чём комбат и доложил на ходовой. Оттуда команд не поступало. Виткевич сказал, что эта цель не наша, на сопровождение не брать, ваши цели пойдут слева. Вихрь с Бризом «лашку» прохлопали, она прошла между ними и вошла в наш сектор. Виткевич повторил свою фразу. Может быть, кроме того, что у нас было четыре стрельбовых ракеты на три цели, сыграло свою роль и то, что назначенный сектор был очень узким и стрелять во внутрь ордера было опасно. Ракету мы пропустили, хотя могли её без проблем свалить. Далее события развивались следующим образом: ракетные катера не смогли обнаружить наш ордер, расстояние до них было больше 21 км. Я считаю, что 16 апреля расстояние было уменьшено именно по этой причине, чтобы стреляющие катера могли обнаружить цели. Через некоторое время дали отбой тревоги и корабли пошли в базу, где в ДК состоялся разбор стрельбы. В зале Виткевич сидел за моей спиной и, когда меня поднял командующий флотилией с вопросом: « Почему мы, обнаружив цель, которая прошла через наш сектор, её не обстреляли?», он скромно промолчал. А мы с командиром получили «по первое число», правда, без наказаний. Муссон, в отличие от всех остальных, хотя бы «лашку» видел. Это поведение Виткевича оставило неприятный осадок. Второй случай, когда мне пришлось столкнуться с Виткевичем, произошёл через несколько лет. Тогда я входил в состав государственной комиссии по приемке 1007 заказа МРК «Разлив», последнего построенного на ВСРЗ. После схода ЗУР у каретки одной из балок отвалилась какая-то деталь (сейчас уже не помню) и Виткевич всеми силами пытался доказать, что каретку сломали при погрузке. Погрузкой командовал командир БЧ-2 «Циклона» Бучинчик, я при этом присутствовал. Мы с такой версией были категорически не согласны, разбор происходил в штабе флота и нам с Бучинчиком еле удалось отстоять версию производственного брака. Так что к Виткевичу я добрых чувств не питаю.

Третье: После разбора стрельбы Муссон пошёл под загрузку КР на о. Русский. Было загружено 5 боевых ракет и одна РМ. После этой погрузки корабль имел полный боезапас и заступил в боевое дежурство. В начале апреля (скорее всего 2 апреля) мы выполнили пуск РМ по шести БРК «Молния», шедшими в две кильватерные колонны. На достреле стоял «Вихрь». Стрельба выполнялась точно также, как и через две недели по нам. Целеуказание выдавалось по средней «Молнии» первой колонны. После пуска мы взяли свою ракету на сопровождение. На МРК у командира БЧ-2 стоит выносной ИКО (пр.14А) и на нем я наблюдал, как появилось облако разрывов, РМ прошла через это облако, прошла через строй катеров и ушла дальше. «Вихрь» в очередной раз ни взять на сопровождение, ни обстрелять её не смог. Спустя некоторое время я разговаривал с командиром БЧ-2 Толиком Беляевым. Он сказал, что в этот день был сильный туман и сигнальщики слышали, как где-то рядом с ними прошла ракета.
Кстати, вы в своей переписке часто вспоминали опыт 10 эскадры в выполнении совместных стрельб. Летом 1986 года МРК «Циклон» (в то время я был комбатом) выполнил пуск РМ для СКР «Порывистый». ЦУ выдавалось по кораблю, но тот, имея ход в соответствии с ПРС, уходил из этой точки, стреляя кормовой «Осой» (комбат Витя Булат, мой однокашник) и АК-726 (комбат Костя Виноградов, еще один мой однокашник).
«Оса» нашу ракету обстреляла, наблюдались два попадания, затем отстрелялась артиллерия, но так как РМ твердотопливная, то повреждения, если они и были, оказались незначительными и РМ продолжила свой полет по заданной траектории.

Четвертое: 16 апреля 1987 года. Инструктаж и плана по этой стрельбе я не помню, возможно, что их не было. Кто конкретно занимался планированием этой стрельбы и кто её придумал, я не знаю. Допускаю, что кто-то не в меру ретивый, хотел заработать орден, медаль, благодарность, звание или просто потешить своё тщеславие выполнением сложной стрельбы.
На МРК сектор стрельбы для ПУ 110 гр. левого борта- 0 гр. – 110 гр. правого борта. Соответственно, с какого курсового угла должна лететь РМ? Пуск ракеты в настоящее место цели допустим для кораблей, имеющим кормовые комплексы, они за время подлета РМ уходят из этой точки и обстреливают её. А что должен делать корабль, имеющий носовой ЗРК? Если тупо идти вперед, то рискуешь выходом цели из сектора обстрела ПУ. Что остается делать? Почему-то эти простенькие вопросы тогда не пришли в голову никому.
Валера, о том, что происходило в посту во время стрельбы, подробно останавливаться не буду. Для меня это была всего вторая стрельба, так что многое я упустил. Команду «Пуск» я дал на упрежденной дальности 7 км., подрыв был в районе цели, промах в допустимых пределах. Согласен с тобой, что, скорее всего РМ была повреждена второй ЗУР. Если бы РМ повредила первая ЗУР, то под каким углом должна падать РМ, чтобы пролететь такое расстояние?
В то, что не отключили радиоголову, я не верю. «Кухню» подготовки РМ на ракетной базе ты знаешь лучше меня, а кроме этого, есть еще один момент: после погрузки ракеты в контейнер, она прогоняется по программе «Загрузка». После чего командир БЧ-2 и представитель ракетной базы расшифровывают осциллограмму. На ней должно быть указано о том, что отсутствует БЧ и отключена радиоголова.
В отличие от вас, я не был ни на каких разборах этой стрельбы и не видел ни каких документов. От одного из лейтенантов- выпускников КВВМУ слышал, что в секретной части училища есть материалы по Муссону. Фотографию с Р-42 я видел. Если даже учитывать погрешности измерения, то получается, что Муссон имел ход около 9 узлов, курс 90 гр., а стреляющий катер находился у нас на курсовом угле 120 гр. ( вспомним о секторе обстрела). Поэтому я считаю, что Муссон не только имел ход, но и поворачивал для того, чтобы уменьшить курсовой угол в сторону полета РМ. Этим и объясняется то, что Муссон почти не ушёл с пеленга стрельбы. ( это может подтвердить или опровергнуть Голдобин). К сожалению, ни на одной фотографии не видно, куда смотрел АП в момент попадания РМ в корабль, и я тоже этого не помню. Положение артустановки видно хорошо. И судя по тому, что ст.2 ст. Гуркунов произвел несколько выстрелов, цель он видел. На момент стрельбы МР-103 была неисправна, поэтому стреляли с колонки. На борту находились два прома, которые устранить неисправности не смогли. «Барс» находился в заведовании РТС и только по боевому расписанию переходил в подчинение БЧ-2. Командир о неисправности станции знал.
После попадания РМ в корабль я почувствовал толчок, вполне соизмеримый с неудачной швартовкой. Взрыва не было. «Оса» сразу же потухла, загорелось аварийное освещение. Люк в пост был закрыт (иначе бы мешал свет из старшинского коридора). Команду: «Все наверх» дал начальник РТС кап. л-т. Трубин, а не Мирущенко. Нужно заметить, что люк не был деформирован и легко открылся. На счет люка из старшинского отсека не уверен. Помню только то, что буквально за несколько секунд через него спустился молодой боец-комендор, которого прогнал с колонки командир отделения ЗРБ ст.2 ст. Горкунов. Успел он закрыть люк или нет – не помню. Воды в системе после такого попадания не могло быть по определению - скорее всего трубопроводы были повреждены, а самое главное на всех МРК пожарные насосы запускались в ручную.
После того, как я поднялся на бак через люк в матросском кубрике, увидел жуткую картину. Из района правых контейнеров валил густой черный дым, самих контейнеров видно не было. Вся настройка завалилась на правый борт, с которого в воду свисали обрывки кабеля. ПУ стояла на углах заряжания, крышки были открыты. АП Осы стоял на своем месте. Раздавались какие-то хлопки ( возможно, рвались снаряды ПК-16). Что касается поведения Мирущенко, то за ним я конечно не следил. Хоть он и был старшим по званию, но его вмешательство не требовалось. Корабельные офицеры вполне справлялись со своими обязанностями, на сколько это было возможно в той ситуации. Когда стало понятно, что тушить не чем, то Голдобин дал команду покинуть корабль. Мы с несколькими матросами спустились в кубрик и пытались протолкнуть в люк спинки кроватей, но они туда не лезли. Хорошо, что Голдобин додумался использовать контейнера ЗУРов. Я со своими бойцами вернулся в пост ПВО, где хранились спасательные жилеты. Подошел к переборке, на которой располагались тумблеры дистанционного запуска системы газового тушения, пощелкал ими, но ни чего не произошло. Старшинский коридор по-прежнему не горел. Когда мы вернулись на бак, там уже появились радисты и оставшиеся в живых с ходовой рубки. Жилеты раздали раненым и тем, кто не умел плавать. Находящийся на баке Загоруйко ни кем не руководил, он лежал и у него был нервный озноб. Гринько вернулся в пост за магнитофоном, наверное, жалко было. По поводу дыма из иллюминаторов – позднее я разговаривал с Новиковым и он говорил, что из воды видел кусок моей каюты со шторками. Она не горела, а кусок борта, скорее всего, вырвали контейнера при падении. Из находящегося под офицерским отсеком поста КР не вышел ни кто. Видимо был деформирован люк или горел офицерский коридор.
Был ли взрыв? Я его не слышал. Хотя Новиков, Багдуллин, Копытин получили травмы ног. Рулевой сидел на одной ноге, а вторую ему повредило. Голдобин получил травму спины при падении.
Куда попала РМ и под каким углом? Можно было это определить по положению АП ЗРК и АУ. Про это я уже написал. Предположить можно, что ракета влетела в районе радиорубки - ГКП. Радиорубка имеет форму буквы Г. Сидевший отдельно от всех у двери молодой матрос погиб, остальные все остались живы. На ГКП погибли все. В штурманской погибли сигнальщики, сидящие на диване по правому борту. На ходовой Тимирханов сидел в командирском кресле, Рекиш стоял за ним, справа были мичман Зайкин и гл.ст. Яньков, Голдобин и Загоруйко слева. Все, кто находился с правого борта, погибли. Гуркунова, скорее всего, придавило упавшей антенной. Контейнера с правого борта после того как завалило надстройку, слетели в воду. На фотографиях хорошо видны оборванные кабели. Что произошло с контейнерами левого борта? Не знаю. Даже предположить почему они не взорвались, не могу.
В ЦПУ, по словам оставшихся в живых мотористов, упал один из шкафов. Естественно он мог упасть от какого – то удара, либо взрыв, либо механический удар самой РМ. Выскочившие через кофердам мичман и два старшины вылезли из носового машинного отделения через шахту воздухозаборника. Причем последний получил ожоги. Значит, штормкоридор горел от разлившегося топлива. Тем более что погиб писарь, а его коморка находилась в районе кормовой машины, в том же штормкоридоре. Получается, что всё - таки РМ прошла со снижением по кораблю и остановилась где-то по середине. Все находившиеся на камбузе матросы остались живы. Им еще раз повезло, что один из плотиков упал на ют.
Вот, пожалуй, и всё.

Если сделать выводы, то получится:

- ошибки планирования + некомпетентность + авось + случайность = трагедия».

В. Васильчев

Комментариев нет! Единственное, еще больше убеждаюсь, что «Идея этой стрельбы не только ПОРОЧНА изначально», но ПРЕСТУПНА!

Назад    Далее

 

В. Михайлов

 

Rambler's Top100

Copyright © 2008 Валерий Михайлов
Hosted by uCoz